Мелентьева Ю.П.
ВЫСШЕЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ПОИСК НОВОЙ КОНЦЕПЦИИ И 
НЕОТВРАТИМОСТЬ ПЕРЕМЕН

        Проблема разработки концепции современного высшего библиотечного образования – сложная, многоаспектная и многоуровневая проблема. Ее решение невозможно вне знания тенденций, происходящих в сфере высшего образования России в целом, без понимания мировых тенденций развития профессионального образования, наконец, без осмысления разработанной и утвержденной Правительством Российской Федерации Национальной доктрины образования.
        Но и обладание всей этой необходимой информацией ненамного упрощает задачу, так как налицо поступательное усложнение повседневного труда библиотекаря и, как следствие, самой библиотечной профессии, формирующейся сегодня на пересечении многомерного (информационного, социального, культурного, образовательного) пространства и развивающейся в ходе преодоления противоречий, возникающих вследствие этого.
        Очень существенные изменения облика библиотечной профессии связаны также с широкомасштабным внедрением в ежедневный библиотечный труд компьютерных технологий.
        Совершенно очевидно, что в этих условиях концепция современного библиотечного образования, опираясь на общие доктрины, должна, с одной стороны, способствовать формированию такого специалиста, который удовлетворял бы потребностям современной библиотеки, а с другой, – данная концепция должна четко очертить границы современной библиотечной профессии и препятствовать их размыванию.
Концепция должна уточнять цели библиотечного образования; выявлять критерии отбора его содержательных составляющих; определять показатели подготовленности выпускника к профессиональной деятельности.
        Но, прежде всего, концепция высшего библиотечного образования должна опираться на следующие положения:
1. Задачей системы высшего библиотечного образования является подготовка квалифицированных специалистов для своей профессиональной 
    сферы.
2. Библиотечная профессия развивается сегодня в собственном сегменте, возникшем на пересечении многомерного пространства.
3. Полноценность современного высшего библиотечного образования сегодня невозможна без единства гуманитарной и технологической 
    составляющих.
        На этих же положениях должен базироваться и государственный стандарт по высшему библиотечному образованию. 
        Именно поэтому активно продвигаемый сегодня некоторыми исследователями в качестве основы построения системы стандартов профессиональной подготовки  «технологический подход» вызывает много сомнений, поскольку игнорирует социальную и гуманитарную миссию библиотеки и разрывает единство гуманитарной и технологической составляющих библиотечного образования.
        Очевидно, что принятие концепции библиотечного образования и государственных стандартов этой деятельности не решит всех проблем. Сегодня, когда библиотечная отрасль развивается чрезвычайно активно, было бы уместно, как кажется, поставить вопрос о том, что отрасль должна иметь свой профильный вуз, как это было в далекие тридцатые годы, хотя тогда библиотечное дело только начинало формироваться.
        Качество образования библиотекаря имеет не только отраслевое, но и более широкое социальное звучание. В известной мере оно, безусловно, оказывает влияние на уровень образования общества в целом. 
Hosted by uCoz